IT аутсорсинг для малого бизнеса

Ответ на вопрос, почему малый бизнес выбирает обслуживание своих информационных систем компаниями-аутсорсерами, напрашивается сам собой: небольшой бюджет на поддержание ИТ-инфраструктуры и несложность решаемых задач позволяет привлекать сторонние фирмы для обеспечения работоспособности сети из нескольких десятков компьютеров и одного-двух серверов. Это оказывается недорого и достаточно качественно.

IT аутсорсинг для среднего бизнеса

Гораздо интересней вопрос, почему к ИТ-аутсорсингу обращаются средний бизнес (с парком от 50 до 300 рабочих мест), заменяя аутсорсинговыми коллективами собственные Службы информационных технологий. Ведь, казалось бы, финансовых ресурсов у такой компании должно хватать для содержания своего штата компьютерщиков, а сложность задач в таких компаниях уже заметно выше.
Мы неоднократно задавались этим вопросом, проводя обследования как IT-инфраструктуры, так и ИТ-подразделений наших клиентов, обратившихся к нам за консультацией. Большинство топ-менеджеров подобных предприятий были недовольны имеющейся ИТ службой. Среди претензий к собственной службе были жалобы на невыполнение поставленных задач, срыв сроков, низкий уровень квалификации и проблемы общения ИТ-шников с другими сотрудниками. Иными словами, отношения между службой IT и топ-менеджерами можно было назвать «кризисом доверия».

В ходе общения с ИТ-службами неоднократно выяснялось, что не все из претензий были справедливы. В большинстве случаев сотрудники владели вполне достаточными для выполнения своих должностных обязанностей знаниями, технически могли решать широкий круг задач. Их IT-компетенция часто не вызывала никаких нареканий – образованные, ищущие люди, осваивающие новые технологии и без промедления внедряющие их в жизнь. Проблемы начинались, когда речь заходила о способности планировать, дисциплине и общении, включая понимания терминологии друг друга. Большинство ИТ задач – это задачи творческие, требующие исследовательской работы, что часто предполагает заметную размытость сроков решения проблемы. Что же касается выполнения конкретных задач, то тут прослеживалось разное понимание слова «работает». Для системного администратора тот факт, что почтовый сервер пересылает письма означает, что почта работает, а для пользователя, которому приходит ответ о недоставке — нет.

Самой же актуальной проблемой, почему компании обращаются к IT-аутсорсингу, является часто неосознаваемая необходимость в ИТ-руководителе гораздо больше, чем в грамотном администраторе. Представьте, компания берет администратора, который на собеседовании выглядит грамотно и имеет неплохой послужной список, но пока не обладает квалификацией руководителя. Все поставленные топ-менеджером задачи звучат на уровне разговорной речи: обеспечить защиту данных, наладить коммуникации, привести в порядок инфраструктуру. И это нормально — руководитель по логике и не должен оперировать иными понятиями. Другими, техническими понятиями должен оперировать руководитель ИТ службы – человек, хорошо понимающий как технологии ведения бизнеса, так и его техническую подоплеку. IT-руководитель является тем ответственным сотрудником, который может оценить существующее состояние дел, на основании краткосрочных и среднесрочных целей компании разработать линию развития инфраструктуры, поставить исполнителю (тому самому администратору) четкие конкретные задачи и сроки и проконтролировать их исполнение.

Также часто приходится слышать о желании развивать информационные технологии в едином для всей компании ключе, согласно единой утвержденной политике, учитывающей потребности компании на несколько лет вперед.

Для нас очевидно, что при поиске системного администратора шансы найти руководителя ИТ примерно такие же, как при поиске менеджера по продажам найти коммерческого директора. Вырастить своего руководителя из системного администратора возможно, но это долгий путь роста специалиста, обретения им необходимых качеств с довольно высоким риском ошибки в человеке.

Таким образом, интерес среднего бизнеса к ИТ-аутсорсингу вызван следующими причинами:

  • Попытка найти более квалифицированных специалистов, что часто подразумевает, более ответственных и коммуникабельных сотрудников.
  • Неосознанное желание получить не столько ИТ-сервис в чистом виде, сколько ИТ-консалтинг и руководство Службой ИТ.
  • Проектный режим работы. Большинство реорганизационных задач аутсорсерами делаются на проектной основе: запланировал, сделал, сдал, получил оплату. Причем чем быстрее и качественней сделана работа, тем выгодней обеим сторонам. Все остальное время идет процесс сопровождения, требующий гораздо меньших ресурсов. Такой способ работы в итоге заметно экономит средства клиента.

*Примечание:

ИТ (IT) – информационные технологии.

Аутсорсинг — от outsourcing — обслуживание внешними силами.

ИТ-аутсорсинг (IT аутсорсинг, или IT outsourcing) — передача ИТ-задач сторонней организации. Аутсорсинг разделяют на полный (полное обеспечение функционирования ИТ подразделения силами привлеченной компании, включая руководство ИТ-службой) и частичный (передача лишь части работ, как то поддержка инфраструктуры, служба Сервис-деск, обслуживание бухгалтерских, торговых и иных информационных систем).